О недопустимых условиях договора, ущемляющих права потребителей

С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в статью 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ № 2300-1).

Закон разработан Роспотребнадзором и содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей.

Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей - это условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом РФ N 2300-1, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:

1) право продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) на односторонний отказ или одностороннее изменение условий обязательства: предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий;

2) условия, ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;

3) условия, устанавливающие штрафные санкции для потребителя;

4) условия, исключающие или ограничивающие ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;

5) условия, обусловливающие приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривающие обязательное заключение иных договоров;

6) условия, предусматривающие выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

7) условия, ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) условия, содержащие основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора);

9) условия, уменьшающие размер законной неустойки;

10) условия, ограничивающие право выбора потребителем вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;

11) условия, устанавливающие обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) условия, устанавливающие для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

13) условия, ограничивающие потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

14) условия, ставящие удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);

15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом N 2300-1, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

В случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец (изготовитель, исполнитель, импортер, владелец агрегатора) обязан возместить их в полном объеме в соответствии со статьей 13 Закона РФ N 2300-1/

Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей.

Чистопольский территориальный орган

8-(84342)-5-49-85

Последнее обновление: 26 марта 2024 г., 09:17

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International