Оформление прав на земельные участки

Оформление прав на земельные участки

 

Почему-то многие собственники, оформляя свои жилые дома, «забывают» про земельные участки, на которых расположены принадлежащие им дома. Неоформленный земельный участок способен в дальнейшем причинить массу проблем. Без документов на землю нельзя реконструировать жилой дом, возвести какие-либо хозяйственные постройки. Даже ведение садоводства и огородничества без документов на землю является административным правонарушением, которое карается штрафом.

Каким же образом можно приобрести право на земельный участок? Купить такой земельный участок, принять в дар, либо унаследовать невозможно.

Для упрощения процедуры оформления земли в собственность был принят Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", так называемый закон о «дачной амнистии». В настоящее время гражданин, имеющий документ о том, что земельный участок принадлежит ему на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права ("неопределенное" право), автоматически наделяется правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

 Закон о "дачной амнистии" вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; плюс документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

В настоящее время гражданам, которые построили индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки, на земельных участках, предоставленных под индивидуальное строительство или личное подсобное хозяйство в пределах населенных пунктов, не требуется получать разрешение на строительство и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. Достаточно кадастрового паспорта и документа, подтверждающего право на земельный участок, чтобы оформить новую постройку в собственность. Закон № 93-ФЗ не делает разграничений между объектами, построенными до введения в действие Земельного кодекса (октябрь 2001 года) и после. Он ограничивает лишь срок действия упрощенного порядка регистрации, а именно до 1 марта 2015 года.

В соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина в упрощенном порядке проводится в случае, если:

земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

При этом гражданин обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, если указанный участок предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

На государственную регистрацию представляются:

Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Документы, удостоверяющие личность заявителя или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Правоустанавливающие документы.

В качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации прав на земельные участки может быть представлен один из указанных документов:

- акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент издания. Акт о предоставлении земельного участка представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах – копиях. При этом архивные копии актов о предоставлении земельных участков должны быть заверены подписью заведующего архивом и гербовой печатью организации (п. 10.2.13 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 № 263), а иные копии - подписью руководителя или уполномоченного на то лица и печатью организации. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»);

- акт (свидетельство) о праве на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Акты (свидетельства) о праве на землю представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах – подлиннике и копии;

- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства). Выписка из похозяйственной книги представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах;

- иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право такого гражданина на данный земельный участок представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых -подлинник.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт земельного участка, и представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах – подлиннике и копии.

 Декларация об объекте недвижимого имущества является документом – основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и подтверждает факт создания объекта садовых и дачных домов, индивидуальных гаражей (на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Декларация заполняется правообладателем самостоятельно. С формой декларации можно ознакомиться на Интернет-сайте Росреестра, а также в залах приема документов на государственную регистрацию прав Новошешминского отдела Управления Росреестра по РТ (с.Новошешминск,ул.Ленина,37А)

Кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является до 1 января 2015 г. документом – основанием для государственной регистрации права на создаваемый или созданный объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок является документом – основанием для государственной регистрации прав на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и расположенный в населенном пункте (приусадебный земельный участок) или за пределами населенного пункта (полевой земельный участок).

Выписку из похозяйственной книги (в двух экземплярах) выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка при обращении заинтересованного лица.

 

 

Последнее обновление: 17 сентября 2013 г., 15:02

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International